99 лет со дня гибели Титаника - Разное - swiftmeister
PDA версия сайта Письмо аминистратору Чат RSS
Гость
регистрация вход
НовостиСтатьиБлог SwiftMPСмотреть, читать, скачатьГалереяВидеоЛица Победы
Скачать книги

Блог

Статьи

Обзор

Биографии

Биографии

Обзор

Биографии

Реклама
99 лет со дня гибели Титаника
   

Разное14.04.11 15:00 | просмотров: 4689 | комментариев: 1 | Swifty


В 1912 году при загадочных обстоятельствах затонул крупнейший океанский лайнер «Титаник». В 1997 году его «поднял» из небытия американский кинорежиссер Джеймс Камерон, буквально на остове печально знаменитого судна, обнаруженного в 400 милях от берегов Ньюфаундленда, сняв суперфильм о трагическом плавании. Говорят, фильм обошелся постановщику в 200 миллионов долларов. О причинах гибели «Титаника» до сих пор спорят, выдвигая версию за версией...

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в эфире над Северной Атлантикой прозвучал принятый тогда международный радиотелеграфный сигнал бедствия CQD, что можно расшифровать как «Come quick, danger» - «Идите скорее, опасность!» Следующими буквами, которые передал радиотелеграф, были MGY - позывные «Титаника», самого большого в мире лайнера, совершавшего свой первый рейс из Европы в Америку.

Впервые сигнал прозвучал в 23.40, затем повторялся в течение двух часов снова и снова. Его отстукивал морзянкой главный радист Филлипс по указанию капитана Эдварда Смита.

Что же произошло в ту трагическую ночь в холодных водах Северной Атлантики? Об этом мир узнал из радиотелеграмм о помощи, переданных с «Титаника», правда, скупыми словами: «Немедленно идите на помощь. Мы столкнулись с айсбергом...» Далее указывались координаты. Сигнал принял английский пароход «Карпатия», находившийся ближе всех, в 58 милях, от «Титаника». На всех парах он поспешил к месту кораблекрушения. Увы, когда в 4 часа 10 минут утра пароход подошел к месту трагедии, «Титаник» уже ушел под воду, на поверхности были обнаружены несколько шлюпок с людьми. Как потом установили, из 2207 человек было спасено 703 человека.

Некоторые подробности драмы, разыгравшейся на море в ту роковую ночь, стали известны, когда «Карпатия» в четверг, 18-го апреля, в 8 часов 37 минут вечера подошла к пирсу в Нью-Йорке. Репортеры на набережной осаждали спасшихся с «Титаника». Впрочем, разобраться тогда, что же все-таки произошло с лайнером, было трудно, даже невозможно. Каждый, кто спасся, излагал свою версию, зачастую абсолютно невероятную. То ли от возбуждения, то ли от испытанного страха уцелевшие пассажиры «Титаника» давали волю своему воображению. Их рассказы скорее походили на фантастический вымысел. Газетчики, однако, подхватывали эти легенды, «обрабатывали» их и печатали в газетах. Некоторые из легенд, которые возникли в те первые дни после катастрофы, дожили до наших дней. Например, рассказ о том. как одна дама категорически отказалась расстаться со своим догом: о том, как семеро оркестрантов до последнего момента играли мелодию гимна «Ближе к тебе, о Господи»; о том, что якобы капитан Смит и его первый помощник покончили жизнь самоубийством, или о том, как некая миссис Браун командовала шлюпкой с пистолетом в руке.

Постепенно, однако, стала вырисовываться истинная картина того, что произошло с «Титаником». Если бы кому-либо из пассажиров, находившихся на борту корабля, сказали бы, что на море все может быть - кораблекрушения, к несчастью, случаются довольно часто - тот рассмеялся бы в ответ. Все были уверены в непотопляемости судна. Да и как было усомниться в этом, когда капитан Смит накануне плавания самоуверенно заявил, что сам Господь не сможет потопить этот корабль. Но «корабль морей», высотой с одиннадцатиэтажный дом, вопреки заверению капитана, погиб, столкнувшись с айсбергом. Впрочем, некоторые основания заявить о непотопляемости судна у капитана были. Не говоря о том, что это был самый фешенебельный корабль в мире с роскошными зимними садами, теннисными кортами и полем для игры в гольф, бассейнами, турецкими банями и, конечно, с великолепными гостиными и каютами, он был разделен водонепроницаемыми переборками на водонепроницаемые отсеки. К тому же у него было двойное дно. По проекту при аварии, случись такая, корабль остался бы на плаву даже если полностью оказались бы затопленными любые два из шестнадцати водонепроницаемых отсеков. Не предусмотрели строители лишь того, что коварный острый подводный выступ айсберга сдерет бортовую обшивку ниже ватерлинии на протяжении аж ста метров (общая длина судна равнялась 268 метрам). Борт был все равно что вскрыт, как консервная банка. Таким образом все 16 водонепроницаемых перегородок оказались бесполезными. Вода хлынула внутрь чуть ли не по всему корпусу. Агония тонущего лайнера продолжалась с 23 часов 40 минут до 2 часов 20 минут. То, что произошло за эти два часа сорок минут, подробно описано во многих книгах (например, в книге Уолтера Лорда «Последняя ночь «Титаника», выдержавшей в США более десяти изданий.). У нас, в частности, об этом кораблекрушении рассказал Лев Скрягин в книге «Гибель «Титаника», изданной в 1991 г.

Одна из последних зарубежных книг на эту же тему - «Загадка «Титаника» Вольфа Шнейдера. Он подробно, с протокольной точностью описывает последние минуты гибнущего корабля, приводит массу документов, схем, а также фотографий как погибших, так и уцелевших при катастрофе. На обложке воспроизведена репродукция знаменитой картины Вилли Штефера «Гибель «Титаника». Среди фотографий - снимки многих людей, оказавшихся пассажирами того рокового рейса. Это фото миллиардеров и миллионеров, большей частью погибших, и их жен. оставшихся в живых, - Штрауса, Гуггенхейма, Астора, Уайденера, Тэйера, Райерсона и др., а также капитана Смита (погиб), радистов Филлипса (погиб) и Брайда, всех семерых музыкантов из судового оркестра во главе с его руководителем Хартли (все погибли), капитана «Карпатии» Рострона. ее радиста Коттама. Здесь же представлено фото и владельца компании, которой принадлежал. «Титаник», то есть виновника трагедии, Брюса Исмея - это он выбрал опасную трассу, по которой плыл «Титаник», ради того, чтобы как можно быстрее совершить переход через океан. Ему удалось спастись;он занял место в шлюпке вместо женщины и на всю жизнь остался с клеймом труса.

Из публикуемых в книге иллюстраций можно представить не только техническую оснастку корабля, но и как выглядели его помещения - салоны, гостиные и т.д.

ЕЩЕ ОДНА ВЕРСИЯ

Прошло восемьдесят лет. И вот снова на страницах газет и журналов замелькали фотографии этих самых салонов и гостиных. С той только разницей, что теперь фотообъектив запечатлел их под водой, так как они выглядят сегодня на дне, где покоится легендарный «Титаник».

Дело в том, что долгие годы не могли отыскать его останки на дне. Наконец, спустя 72 года с момента катастрофы. «Титаник» был найден. В 1985 году американскому специалисту по глубоководным исследованиям доктору Роберту Балларду удалось с помощью электронно-акустической аппаратуры обнаружить его останки в 680 километрах юго-восточнее Ньюфаундленда. Он лежит на глубине 3800 метров. Удалось даже сделать несколько снимков с помощью телеуправляемой подводной камеры. На снимках, которые появились в газетах и журналах, предстал разломившийся надвое корпус корабля. После этого ученые и инженеры США и Франции предприняли целых пять экспедиций к останкам «Титаника». Были использованы глубоководные роботы и миниподлодка «Наутилус» Французского научно-исследовательского института по эксплуатации богатств моря. На них совершили множество погружений. Данные экспедиций обработали и пришли к выводу, что можно попытаться поднять часть затонувшего лайнера. Наряду с «сувенирами» с «Титаника», как окрестила пресса находки, сделанные в корпусе затонувшего судна, - монетами, посудой, часами. цепочками, люстрами, расческами, заколками и даже портфелем - удалось поднять небольшие обломки корабля.

И тут прозвучало сенсационное заявление (первое в ряду последующих). Результаты анализа причин катастрофы были представлены осенью 1993 года на конференции американских специалистов в области судостроения, которая проходила в Нью-Йорке. Вывод гласил: гибель «Титаника» можно было предотвратить, если бы конструкторы судна при его постройке не погнались бы за удешевлением. Конструкторы британской верфи «Харленд энд Уолф» в Белфасте, как отметили на конференции, произвели клепку корпуса судна в соответствии с принятыми в то время стандартами. Однако, заявили специалисты к всеобщему удивлению, для корпуса «Титаника» была использована сталь недостаточно высокого качества. При низких температурах эта сталь стала хрупкой, и корпус судна треснул как стекло при столкновении с ледяной горой. Качественная же сталь лишь гнется или деформируется при ударах. Инженер-кораблестроитель В. Гарцке, выступивший на конференции с обобщенными результатами последних исследований, заявил, что катастрофа по этой причине была заранее предрешена.

В подтверждение своей версии он предложил по-новому оценить характер шумов, сопровождавших затопление судна. Некоторые из уцелевших после катастрофы рассказали во время следствия тогдашнему ведомству по расследованию морских аварий о странных тресках в трюме «Титаника». Тогда, однако, эти показания восприняли как нормальные шумы в машинном отделении или как скрипы в стенках охлаждавшихся водяных котлов. В.Гарцке пришел к совершенно иному выводу: причина этих шумов заключалась в том, что происходило разрушение стальных пластин корпуса. Подхватив и развив эту мысль, некоторые инженеры-судостроители прямо заявили, что если бы британские кораблестроители изготовили корпус «Титаника» из стали более высокого качества, то авария не обошлась бы так дорого и не погибли бы сотни людей. Иначе говоря, экономия средств усугубила, а может быть, и послужила первопричиной страшной трагедии.

Если бы не погоня за дешевизной, то столкновение с айсбергом кончилось бы в крайнем случае образованием не столь большой пробоины и в нее не проникло бы такое количество воды. К тому же было бы больше времени на организацию спасения людей.

«ТИТАНИК»... НА АУКЦИОНЕ

Вскоре, в годовщину гибели «Титаника», состоялся один из знаменитых аукционов английской фирмы «Кристи», торгующей антиквариатом и редкостями. На продажу были выставлены немые свидетели гибели корабля: 448 документов, связанных с этим трагическим событием - телеграммы и письма пассажиров и экипажа, отправленные до и после катастрофы, предупреждения о ледовой обстановке, посылавшиеся с других судов, записи радиограмм о сигналах бедствия. Среди реликвий на продажу было также выставлено письмо второго радиста «Титаника» Брайда от 27 апреля 1912 года, то есть написанное по горячим следам трагедии.

Первый сигнал о неблагоприятной ледовой обстановке, писал Брайд. он принял накануне в 5 часов дня от лайнера «Калифорния». В 9 часов вечера Брайд лег спать. но среди ночи его разбудил старший радист Филлипс. который сообщал, что. «по-видимому, «Титаник» на что-то налетел». Вслед за этим в радиорубке появился капитан Смит, который приказал посылать сигнал бедствия, так как нужно «получить помощь немедленно». Ответа не было примерно минут пять, а затем откликнулись два судна. Вскоре Филлипс обнаружил, что передняя палуба уже под водой, и они надели спасательные пояса и верхнюю одежду. Вернувшийся капитан сообщил, что судно «продержится не больше получаса». Спустя еще некоторое время он снова вошел в рубку и сказал: «Вы больше не можете ничего сделать. Позаботьтесь о самих себе».

Брайд был подобран в море пароходом «Карпатия» (тот подошел с рекордной скоростью, хотя был в 58 милях), Филлипс разделил участь полутора тысяч жертв.

В тот же день на другом аукционе «Онклоу» были проданы ключи с медными бирками от кают «Титаника», которыми пользовался корабельный стюард, спасшийся при аварии.

Но настоящий бум вокруг давней трагедии начался, как уже было сказано, после того, как миниподлодка достигла лежащего на дне «Титаника» (она совершила 32 погружения) и подняла на поверхность немых свидетелей гибели судна. В газетах снова замелькали материалы с подробностями катастрофы, но теперь они основывались, можно сказать, на вещественных доказательствах, на фактическом материале, точнее говоря, на сделанных фотороботом снимках и добытых со дна с помощью робота «сувенирах». И каждый, кто захотел, мог заказать «сувенир с легендарного «Титаника». Всего за 25 долларов заказчику доставили бы кусочек угля из котельной легендарного лайнера, причем в прозрачной (из плексигласа) коробочке со специальной табличкой, поясняющей происхождение сувенира. Иначе говоря, заказчик получал не только исторический раритет, но и документ, удостоверяющий его подлинность. Этот бизнес организовала частная компания RMS Titanic, Inc., применившая на дне сложную технику по подъему «сувениров» с «Титаника». Каждый день работ по подъему с огромной глубины, в том числе и угля, обходился в сто тысяч долларов. Но бизнес есть бизнес, и президент компании Джордж Таллоч не уставал призывать: «Спешите заказать сувенир с «Титаника!»«

Правда, некоторые журналисты тут же выразили сомнение - как проверить, что этот кусок именно с «Титаника»? И, не без иронии заметили, чтобы «сличить», пришлось бы тому, кто приобрел такой сувенир, «нырнуть» на глубину около четырех километров.

Всего было извлечено около 1800 предметов, в том числе, сейф, румпель, машинный телеграф, не говоря о личных вещах, некоторые оказались с инициалами владельцев. Наследники погибших пассажиров (около десяти из них еще здравствовали) заявили свои права на эти предметы, и вскоре многие из вещей, после того, как их отреставрировали, были выставлены на том же аукционе «Кристи». Надо заметить, что ничего ценного, то есть золота или драгоценных камней, среди поднятых со дна вещей не оказалось. А ведь на «Титанике» находились огромные ценности, только золота на сумму 8 миллионов фунтов стерлингов, бриллиантов на 5 миллионов по ценам 1912 года. Кроме того, на борту был бесценный манускрипт «Рубайат» Омара Хайама. Это не считая личных украшений, принадлежавших более 300 богатейших людей того времени, плывшим на корабле.

ПРОКЛЯТИЕ

Почти вслед за этими событиями возникли новые версии, дополняющие или, более того. пересматривающие причину гибели «Титаника», некоторые из которых, надо прямо сказать, оказались неожиданным, и весьма оригинальными. По одной из таких совершенно невероятных версий океанский лайнер погиб из-за проклятая египетской прорицательницы. Дело в том, что на «Титанике» лорд Кентервиль, один из пассажиров, перевозил в деревянном ящике мумию египетской прорицательница времен фараона Аменхотепа IV (1419 - 1400 г. до н.э.). Под ее головой находилось изображение Осириса (владыки мертвых) с надписью: «Очнись от своего обморока - и один твой взгляд восторжествует над любыми кознями против тебя».

Обо всем этом повествует немецкий автор Ф. Вандерберг в книге «Проклятие фараонов». И приходит к неожиданному выводу. Известно, что мумия была незадолго до этого извлечена из усыпальницы, то есть потревожена. А древние египтяне верили, что человек умирает, но душа его сохраняется. Поэтому и нужна мумия - душа может возвращаться в бывшее тело. А чтобы никто не смог нарушить покой мумии, гробницы защищали с помощью особых заклинаний. Того, кто посмел бы нарушить этот покой, ждала жестокая кара. И, действительно, когда, например, вскрыли гробницу фараона Тутанхамона, почти все участники экспедиции в Долину Царей - 20 человек - один за другим погибли от «проклятия фараона»: внезапно заболевали и умирали. До наших дней дошла эта легенда о неотвратимой смерти любого, посягнувшего на мумию. Вполне возможно, говорит Ф. Вандерберг, что капитан Смит то ли по неосторожности, то ли из любопытства потревожил покой необычной пассажирки (ящик с ней находился рядом с капитанским мостиком). Иначе чем объяснить странное поведение капитана: по непонятной причине заданный курс судна неоднократно менялся; корабль шел с повышенной скоростью, хотя владельцы его провозгласили девиз: «Не скорость, а комфорт»; после столкновения с айсбергом сигнал о помощи был передан с роковым опозданием.

Конечно, по понятиям суеверных древних египтян «заклятье мумии» неотвратимо, а месть ее необъяснима. Но в наши дни доказано, что в гробницах и мумиях присутствуют радиоактивные вещества. Источником радиации был материал, которым пеленали мумию. Быть может, и мумия на «Титанике» оказалась зараженной радионуклидами. Радиация стала возмездием за ее осквернение (не от того ли погибли и те, кто проник в гробницу Тутанхамона?). И не попал ли капитан Смит под радиоактивное облучение египетской прорицательницы, став очередной жертвой проклятий фараонов?

НЕЗАМЕЧЕННЫЙ ПРОРОК

И еще одна история, связанная с «Титаником», которую вспомнили в наши дни. Это история о странном, удивительном совпадении.

За 14 лет до гибели «Титаника», то есть в 1898 году, в Англии вышел роман под названием «Тщетность». Его автор, никому не известный литератор Морган Робертсон, описал гибель сверхсовременного по тем временам океанского корабля-гиганта, роскошного и самого быстроходного в мире, превосходящего всякое воображение современников. Он считался непотопляемым и назывался «Титан». В первое плавание через Атлантический океан на нем отправились многие сильные мира сего, в том числе и миллионеры Старого и Нового Света. В апреле, пересекая Атлантику. «Титан» столкнулся с айсбергом и затонул. Из двух тысяч пассажиров большая часть погибла...

Роман «Тщетность» не заметили ни читатели, ни критика. Но спустя четырнадцать лет о нем вспомнили, и книга стала бестселлером. В одночасье ее автор стал знаменитым. Еще бы! Он предсказал самую грандиозную катастрофу века - гибель «Титаника»! И действительно - время года, причина, место катастрофы одни и те же. Вымышленный корабль имел почти те же размеры, технические характеристики, водоизмещение, что и реальный «Титаник». Перечень совпадений был настолько велик, что многие задавались вопросом: как оказалось возможным такое пророчество? Газеты называли Робертсона мрачным гением, оракулом, ясновидцем.

Как ни странно, но такое в истории литературы случалось, когда писатель как бы опережал событие. Еще Д.Свифт предвосхитил в своем «Гулливере» открытие двух спутников Марса. Они были замечены лишь через сто пятьдесят лет, в 1877 году, американским астрономом Холлом. Или взять драматурга А. Островского, который опередил в драме «Гроза» историю семьи Каблуковых, - трагедию, разыгравшуюся уже после опубликования пьесы. Не говоря о том, что, скажем, Ю. Лермонтов предсказал свою судьбу в «Герое нашего времени», а А. Бестужев-Марлинский в очерке «Он был убит».

По поводу таких «пророчеств» известный литературовед В. Шкловский заметил в свое время, что «действительность как бы осуществляет то, что предугадал, как бы вычислил автор». Однако здесь говорить о ясновидении, тем более о сверхъестественном, по меньшей мере, не приходится.

Все эти события, можно сказать, вновь пробудили тему гибели «Титаника». К тому же они продолжали волновать специалистов. А японцы прямо заявили, что намерены воссоздать знаменитого утопленника. На нем все будет так, как на прежнем, только машины более мощные. Судно станет плавучим отелем и, как надеются, с лихвой окупит все затраты.

Компания RMS Titanic Inc., которой принадлежат исключительные права на останки судна, вновь начала в 1996 году изучение места катастрофы «Титаника». Но теперь она рассчитывала не на отдельные «сувениры», а надеялась поднять, если удастся, часть корпуса корабля. Начались исследования корпуса затонувшего судна: можно ли его вообще поднять? Для начала наметили подъем его 10-тонного фрагмента. С помощью механической руки, протянутой с борта миниподлодки к останкам корпуса корабля, прикрепили огромные надувные емкости, - и обломок начал всплывать. Но примерно в двадцати метрах от поверхности несколько канатов все же лопнуло, и многотонная громада снова легла на дно...

Вся эта информация, появившаяся на страницах газет, подала мысль организовать экспозицию, посвященную «Титанику». Бум продолжался. В Лондоне, в Гринвиче, в 1995 году открыли памятник в честь погибших на «Титанике». На его открытие пришла 98-летняя Эдит Хейсман - едва ли не последняя из уцелевших живых свидетелей катастрофы. В то время ей было 15 лет, и вместе с родителями она плыла на «Титанике» в Америку в надежде найти там счастье.

Но и до этого о грандиозной катастрофе напоминали многие памятники. В городе Личфилде стоит бронзовый бюст капитана Эдварда Джона Смита; в Ливерпуле (порт приписки «Титаника») на набережной воздвигнут монумент механикам, погибшим на этом корабле. Есть в городах Англии фонтаны памяти погибшим на «Титанике» стюардам, старшему радисту Джону Филлипсу, руководителю оркестра Уоллосу Хартли. В США есть памятники пассажирке Эдит Эванс, плывшей на «Титанике» и уступившей свое место в шлюпке многодетной матери. Есть в Нью-Йорке и памятник погибшим на «Титанике» пассажирам-женщинам.

В дни нового бума вокруг «Титаника» появилась еще одна совсем уже фантастическая версия, облетевшая весь мир. Привожу ее по тексту французского журнала «ВСД».

«Титаник» не пошел ко дну в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в океане, вдали от Ньюфаундленда» - так считают авторы книги «Титаник»: заговор» Робин Гарднер и Дан Ван дер Ват. Они утверждают, что самый роскошный лайнер начала XX века мирно закончил свою жизнь в 1935 году после 25 лет примерной и достойной службы сначала в Королевских военно-морских силах во время первой мировой войны, а затем в компании с ограниченной ответственностью «Уайт стар лайн» - до конца своих дней, Утверждение весьма смелое, но в нем ощутим скрупулезный анализ всего этого «дела». «Титаник» не мог потонуть по одной причине - в те годы линию между Саутгемптоном и Нью-Йорком обслуживал не «Титаник, а его копия, можно сказать, двойник. Лайнер «Олимпик». который, по словам двух упомянутых выше восстановителей истины, затонул вместо своего знаменитого двойника, был якобы специально направлен на погибель во исполнение каких-то темных финансовых замыслов, а скорее - махинаций. Такое заявление требует определенных разъяснении.

Все началось с того, что Робин Гарднер случайно обнаруживает письмо некоего Генри Уайлда, моряка. Тот накануне отплытия был переведен на «Титаник». «Это судно мне почему-то ужасно не нравится, - пишет этот человек своей сестре, - у меня какое-то странное предчувствие». Зачем писать «ужасно», когда «Титаник» еще ни разу не выходил в открытое море, задается вопросом Робин. Видимо, речь шла об «Олимпике», на котором Уайлд уже служил... Для подтверждения своей теории подмены Робин Гарднер решил проверить, что было за несколько лет до этого.

Легенда о «Титанике» родилась в Лондоне в 1907 году. Брюс Исмей, директор морской пароходной компании «Уайт стар», приглашает на обед лорда Пирри, владельца корабельных верфей «Харленд энд Уолф».

Во время обеда Пирри приходит в голову идея - создать три гигантских лайнера, которые по своей величине и роскоши превосходили бы все, что до сих пор сходило со стапелей. Для Исмея мысль гостя стала чем-то вроде подарка свыше - наконец-то у него появится возможность потягаться силами со своим конкурентом - компанией «Кунард», два прославленных парохода которой, «Лузитания» и «Мавритания», побивают все рекорды плавания. (По иронии судьбы именно «кунардский» пароход «Карпатия» возьмет на борт уцелевших людей после страшного кораблекрушения «Титаника».). Исмею и Пирри не составило большого труда убедить миллиардера Джона Пирпонта Моргана, владельца «Уайт стар», присоединиться к их замыслу. Актеры в сборе. Не хватает интриги.

Трио решает начать строительство «Олимпика» в Белфасте 16 декабря 1908 года, а «Титаника» - тремя месяцами позже на соседнем стапеле. И вот наконец наступил день торжества. 20 октября 1910 года «Олимпик спущен на воду. Знак судьбы - неистовый порыв ветра относит его в сторону, и он врезается в дамбу. Повреждена обшивка. Но это всего лишь первое зловещее происшествие из длинной череды последовавших за ним. Злая воля не оставляет лайнер в покое. В течение девяти месяцев, предшествующих его выходу в плавание, на первого «непотопляемого» обрушивается одно столкновение за другим. Но самой серьезной стала «встреча» с кораблем Королевских военно-морских сил. Суд обвиняет «Уайт стар». Апелляции, экспертизы, контрэкспертизы - судьи неумолимы. В результате многочисленных выплат за возмещение ущерба и неустойку компания оказывается в тяжелом положении. Бедняга «Олимпик», серьезно пострадавший, пребывает в доке на бесконечном ремонте. Не добившись славы, роскошный лайнер становится предметом едких насмешек.

Тогда Морган вполне серьезно начинает подумывать о затоплении того, что превратилось в самую настоящую бездну, куда утекают деньги. План довольно прост. Надо немного подправить, подлечить «Олимпик» (переименованный для такого случая в «Титаник», ход понятен?). В день выхода в море три мошенника без зазрения совести отправляют в плавание еще не полностью отремонтированную посудину под именем «Титаник». Цель ясна - вернуть затраченный миллион фунтов стерлингов (52 миллиона в сегодняшних ценах), положенный по страховке «Титаника», и отделаться от «Олимпика», его незадачливого предшественника.

Действуют по следующему плану - капитан полным ходом идет в тех водах Атлантики, где полно айсбергов, и организует потопление судна в определенном месте. Другое судно компании, которое будет находиться поблизости, подберет людей с потерпевшего крушение лайнера. К сожалению, задумавшим эту трагедию не удалось соблюсти все детали сценария. В то время как лайнер на всех парах шел на запад, из тумана неожиданно возникает огромная темная масса - айсберг! Когда дежурный дал сигнал тревоги, было уже слишком поздно. В последнюю минуту «Титаник», пытаясь отчаянным маневром избежать столкновения, подставляет свой борт ледяному гиганту, который, распоров пять его загерметизированных отсеков, направляет лайнер на дно вместе почти со всеми пассажирами.

Потрясающая выдумка ради бездумной сенсационности? Мистификация? Робин Гарднер и Дан Ван дер Ват направили свои исследования по другому пути и вновь открыли обсуждение одной из самых противоречивых легенд XX века.

Не прошло и недели после выхода в свет их книги «Титаник»: заговор», как тут же раздались голоса, опровергающие подобные предположения, их мгновенно заклеймили как сумасбродные. Для Филиппа Масона, шефа исторической службы военно-морского флота Франции и крупного специалиста по данной проблеме, «вся эта история не выдерживает критики» и должна быть «отнесена к разряду тех бесконечных фантастических теорий, которые появились на следующий же день после кораблекрушения». Нынешние руководители компании «Уайт стар» утверждают, что у них имеются неопровержимые доказательства полной несостоятельности «открытия этих двух хлыщей».

ВЕРСИИ

1. Два парохода, «Олимпик» и «Титаник», взаимозаменяемы вплоть до крошечной чайной ложечки?

Робин Гарднер настаивает на полной взаимозаменяемости двух гигантов. Их строили рядом на одной верфи в Белфасте, и если есть какие-то различия, то лишь самые незначительные. Во время строительства «Титаника» с него снимались некоторые детали для установки на «Олимпике», его двойнике, который уже пересекал Атлантический океан. Так было, например, с гребным винтом. В фильме, отснятом бригадой, исследовавшей останки «Титаника», гребной винт помечен номером 401 (номер «Титаника»). И ничего странного в этом нет, если речь идет об останках «Титаника». Но Гарднер и тут не отступает от своего:

- Во время аварии, случившейся несколькими месяцами ранее, «Олимпик» сломал гребной винт. Чтобы сделать замену по возможности быстрее, достаточно было демонтировать винт «Титаника» и заменить им испорченный винт «Олимпика». Поэтому на затонувшем лайнере и был обнаружен номер 401.

В процессе расследований, проведенных в 1987 году, подводники не нашли ни одного предмета с маркой «Титаник». Гарднер был в восторге:

- Посуда была с маркировкой «Уайт стар», белье и одеяла - тоже, И как можно утверждать, что это - «Титаник»? Этим названием помечены только буи и спасательные шлюпки, но это ни о чем не говорит. Бригада в несколько человек, воспользовавшись царившей в то время в Белфасте суматохой (из-за бесконечных стачек) вполне могла сменить надписи.

2. Пятьдесят пять заказов были аннулированы накануне выхода в море

До сих пор полной загадкой остается решение Джона Моргана, собственника лайнера, принятое в последнюю минуту, не плыть на нем, а ведь он, по мнению многих, и предстает в роли вдохновителя трагедии, которая была запрограммирована и должна была произойти. Морган зарезервировал для себя роскошные апартаменты на борту лайнера. И когда «Титаник» вышел из Белфаста, он еще был в числе пассажиров. Ни во время остановки в Саутгемптоне под предлогом, что ему стало нехорошо, Морган остается на берегу. Вместе с собранием произведений искусства и группой самых близких друзей. Среди них - Генри Фрик, стальной магнат и партнер Моргана, лорд Пирри, конструктор, который вспомнил вдруг о своей больной простате. Роберт Бэкон, посол Соединенных Штатов в Париже и, наконец, известный богач Джордж Вандербильт, который уступает - что весьма странно - настояниям своей матушки, посоветовавшей ему держаться подальше от «шума и треска больших событий». В общей сложности пятьдесят пять человек отказываются от путешествия за несколько часов до объявления посадки. Совпадение? Умышленное действие? Через два дня после кораблекрушения некоторые видели Моргана в Экс-ле-Бене в обществе своей любовницы. Может быть, это просто каприз влюбленного человека? А может быть и нет.

3. Этот странный капитан Смит

Прошло восемьдесят три года после крушения, но поведение капитана лайнера Эдуарда Дж. Смита так и остается непонятным. Разве может столь опытный моряк все время наращивать скорость движения в зоне, где великое множество айсбергов? В течение дня 14 апреля 1912 года Смит получил шесть радиосообщений о грозящей опасности. И никакого эффекта. «Титаник» продолжает следовать курсом на запад, и все на полной скорости. Учитывая теплую погоду и направление течений, Смит не мог не знать о том, что в зоне движения лайнера могут быть айсберги. Неосторожность?

Робин Гарднер:

- Владельцы «Уайт стар» во что бы то ни стало хотели заполучить Голубую ленту (вознаграждение лайнерам, пересекающим Атлантику, за быстроходность) и тем самым положить конец первенству конкурирующей компании «Кунард».

Капитан Смит был известен одновременно как человек риска и большого опыта. Он удостоился печальной известности, будучи капитаном «Олимпика» во время его первых рейсов. Сам стиль вождения кораблей, присущий Смиту, не пользовался хорошей репутацией. Но он умел идти на риск, добиваться успеха, и его ценили. По тому времени он считался самым высокооплачиваемым моряком.

Только он мог проявить безумие, сохраняя столь большую скорость в столь неблагоприятной обстановке. Другие суда, шедшие в тех же водах, вообще застопорили ход. А Смит хоть бы что, продолжал шпарить. Он был уверен, что его судно абсолютно непотопляемо.

- Судьба судна была давно решена, - продолжает Гарднер. - Исмей (директор компании «Уайт стар») находился на борту. Он знал, что «Титаник» приближается к условленной зоне крушения. И только потому не охладил рвения капитана.

За несколько минут до удара капитан приказал повернуть. Фатальная ошибка или финал макиавеллиевского плана? Ведь таким образом он подставил борт судна ледяному гиганту. По мнению специалистов, лобовой удар, конечно, более суров, но мог бы спасти «Титаник». А тут вода хлынула в герметические отсеки, и судно начало свое последнее погружение.

4. Две мили, пятьсот миль без бинокля

Можно ли себе представить следующую ситуацию - на наблюдательном посту нет бинокля? По многим свидетельским показаниям, дежурные наблюдатели имели в своем распоряжении бинокли только на отрезке пути Белфаст - Саутгемптон. После этой остановки все бинокли оказались аккуратно сложенными в кабине капитана по его приказанию матросом Хоггом. И на протяжении всего оставшегося рейса дежурные, несмотря на слепивший глаза ветер, были лишены возможности пользоваться биноклями, что, естественно, значительно затрудняло обзор. Фредерик Флит, 32-летний дежурный - впередсмотрящий, оказавшийся в числе спасенных, во время слушаний по этому делу ошеломил присутствующих, заявив: «Я видел какую-то темную массу довольно больших размеров. Но каких точно и как далеко она находилась, не имел никакого представления». Зачем надо было лишать дозорных бинокля? Совершенно непонятно.

Появление книги в Великобритании вызвало полемику между ее авторами и руководителями компании «Уайт стар». Во Франции Филипп Масон утверждает: «Но это просто нелепость. Бортовой журнал на «Олимпике» вели очень тщательно. Ошибка вряд ли возможна. Кроме того, водолазы подняли наверх рупор отдачи приказаний, на нем значится номер серии «Титаника». Авторы, как кажется, об этом забыли. Пароход не наскочил на первый попавшийся айсберг. У него не было оснований сбавлять скорость. Путь был открыт, ночь ясная, и потом он проходил обкатку, ему приходилось постепенно увеличивать скорость. А что касается Голубой ленты, то не следует будоражить нервы по этому поводу. Лайнеры компании «Уайт стар» делали ставку не на скорость, а на комфорт и движение строго по расписанию. Экипаж судна не допустил серьезных ошибок. Авторы книги, - заключает Филипп Масон, дали слишком большой простор своей фантазии.







Похожий материал Титаник. 100 лет после крушения

Нравится

КОММЕНТАРИИ всего: 1

Asee
25.01.12 18:59 | ответить | цитировать    +1

Совсем скоро, Титаник полностью расстворится в океане



Зарабатывайте на своих Android и iOS устройствах

Скачать фильмы

Смешные картинки

Видео

Счетчики:
счетчик посещений Яндекс.Метрика


 Ya@swifty.ucoz.ru © 2010-2024 | Используются технологии uCoz |